В открывающих титрах реактивный енот Ракета подпевает акустической версии песни Creep группы Radiohead, которую знает наизусть. Пропитанный самоуничижением трек отрезает всевозможные пути к отступлению. Тайный главный герой «Стражей галактики», наконец, расскажет свою историю.

Музыка в «Стражах галактики» — не только способ подчеркнуть бунтарский дух персонажей, она олицетворяет возвращение домой. В детстве Питера Квилла похитили с Земли контрабандисты Опустошители. Плеер Walkman был единственной вещью, которая связывала его с семьёй и прошлой жизнью. Потом герой разжился более современным проигрывателем Zune, вмещавшим в себя три сотни треков. Подарок Йонду. Этот персонаж был Питеру Квиллу как отец. Далеко неидеальный, но если чему и учат «Стражи галактики 3», то это принятию небезупречности.

Проблемы в семье — главный двигатель сюжета «Стражей». На Земле или в космосе, среди людей или живых планет, межгалактических тиранов, приёмных дочерей, инсектоидов-эмпатов, древоподобных гуманоидов, реактивных енотов или фанатов Кевина Бейкона — у всех за душой отыщется травма.

Или не отыщется: Стражи маскируют свои уязвимые стороны в общем котле насущных дел вроде защиты дорогостоящих анулаксных батарей от межпространственного монстра. Изначально Стражи галактики не знают, и на самом деле даже не хотят знать, кто они на самом деле. Джеймс Ганн показывает, что следующая ступень развития персонажей — их разделение. Стражи должны распасться, как любая уважающая себя легендарная рок-группа, чтобы понять, чего они стоят сами по себе.

Копаясь в детских травмах и влиянии родительской фигуры на всю последующую жизнь, за всё время существования «Стражей» Джеймс Ганн раскрыл почти всех персонажей, а историю своего любимого героя приберёг напоследок. По словам режиссёра, путь Ракеты — его собственный.

В первых «Стражах галактики» мы встречаем уже взрослого персонажа. Ракета импульсивен, привык жить в условиях постоянного стресса, поэтому в моменты спокойствия его так и порывает взорвать Луну «для настоящего хардкора». С самого начала Ганн схематично обозначил внутреннюю драму Ракеты. Генетически модифицированный зверёк, которого не воспринимают всерьёз. Он пережил вынужденную трансформацию и долгое время не может принять свою новую личность, дистанцируясь от неё. Запрещает называть себя енотом. В фильмах Ракету как только не идентифицировали, от белки до ёжика или лисы — шутки ради, конечно, но Джеймс Ганн редко уходит на территорию чистой драмы.

Разве что в предыстории персонажа, отражённой в триквеле максимально пронзительно. В ней поднимается тема сепарации и права создателя на своё творение. Единственный минус масштабных флешбэков в том, что Ганн докрутил уровень драмы до всепоглощающего уровня. Например, слова Небулы, что даже Танос не был по отношению к ней так жесток, как создатель к еноту, обесценивают опыт героини. Вопрос, почему прошлое настигло Ракету только сейчас, можно сформулировать, но так и не задать, ведь к этому моменту фильма Ганн предусмотрительно выжал из фандома всё до последней слезы, показав, как настоящий талант рождается где-то на грани крайней уязвимости и невыносимой боли.

Но не енотодрамой единой живы третьи «Стражи». После пары сольников, хэллоуинского спецэпизода, спасения мира с Мстителями и камео в «Торе 4», о котором лучше вообще забыть, эти ребята поднабрались супергеройского опыта. Обросли благородными порывами. Запускающий сюжет личный мотив мог быть достаточным в первой части, но не в третьей, поэтому для усиления эффекта Ганн добавил масштабную миссию, почти точь-в-точь повторяющую конфликт «Тора 4» и даже сиквела «Доктора Стрэнджа».

Дети в беде! В последнее время в MCU только это толкает персонажей на поступки. Горр мстит богам за смерть дочери и, чтобы выманить Тора, похищает целую ораву детей, Ванда готова разнести мультивселенную ради наколдованных сыновей, а Высший Эволюционер экспериментирует над своими созданиями, которые выглядят так, будто их одолжили из клипа Сии.

Marvel переживает этап смены поколений супергероев. Перед тем, как уступить дорогу молодым, былой почётной гвардии остаётся напоследок попытаться вписаться в новое время. В 2014 году в кадре требовался неуязвимый енот, который ни за что не покажет свои слабости. Спустя почти десять лет схема стойкости непопулярна. Сейчас принято прислушиваться к внутреннему состоянию и делиться пережитым горем.

Значительная часть нового поколения супергероев MCU — уязвимые персонажи без суперспособностей. Предполагается, что зрителям будет легче почувствовать связь с тем, кто всего добился сам, а не из-за вакцины или вышедшего из-под контроля эксперимента.

В этом смысле «Стражи галактики 3» вполне отвечают современным требованиям. С модификацией енота уже ничего не попишешь, но вывернуть душу персонажа наизнанку никогда не поздно.

Методично давя на всевозможные триггеры, временами третьи «Стражи» почти отчаянно манипулятивны, но не безнадёжны. Более того, этот фильм спасает неровный старт Пятой фазы Marvel. «Квантомания» эту миссию явно провалила.

Правда, в случае с «Муравьём» ещё и CGI подкачал. У «Стражей галактики 3» с визуальными эффектами всё в порядке, хотя некоторые образные решения вызывают вопросы. Например, жители планеты Анти-Земля выглядят как условные пришельцы ранних сезонов перезапуска «Доктора Кто». Для MCU это несколько экономный ход, хотя с сюжетной точки зрения объяснение такому внешнему виду наскрести можно.

Но всё это можно заметить, только если вчитываться в мелкий шрифт, а так заключать сделку можно смело. После свежих релизов Marvel сильнее понизить планку было бы сложно. Джеймс Ганн, наверное, даже задавшись целью, не смог бы такое провернуть. Режиссёр он какой угодно, только не бездарный. Третьи «Стражи» получились ожидаемо сентиментальным, но достойным завершением истории. Теперь Ганн отправляется вершить DC-революцию, а космические пираты появятся в будущих проектах MCU, но уже в другом составе.

Катерина Воскресенская