Дожить до среднего возраста, так и не поймав удачу за хвост, обидно. Но дожить до среднего возраста, вытянуть наконец счастливый билет и тут же всё потерять — ещё обиднее!

Да, мультфильм не мелочится и почти сразу убивает своего героя. Однако здесь смерть — это начало новой жизни. Джо — учитель музыки в средней школе по должности и джазовый музыкант по состоянию души — активно сопротивляется смерти и попадает в Великое До, где души проходят подготовку к рождению.

До, ре, ми… История разыграна как по нотам. Есть и традиционные элементы вроде обратного отсчёта и контрастных напарников, и бодрящие сюрпризы. Автор «Корпорации монстров», «Вверх», «Головоломки» Пит Доктер не подкачал и на этот раз. После предыдущего фильма студии Pixar «Вперёд», который скорее был шагом назад, «Душа» стала-таки шагом в правильном направлении.

Помимо профессионализма здесь ещё много всяких «-измов»: оптимизм, кубизм, экзистенциализм, альтруизм. Паранормальные сущности — будто картины Пикассо, адаптированные для самых маленьких. Менторы и «Мистики без границ» — этакие бодхисаттвы наоборот: они не помогают подопечным выйти из бесконечного цикла смертей и перерождений, а отправляют навстречу жизни, со всеми её страстями.

Если вам кажется, что темы какие-то недетские, то вам не кажется. Наружность «Души» зачастую нежно-милашная (особенно в Великом До, которое визуально противопоставляется реалистичному Нью-Йорку), а вот нутро понятнее и интереснее зрителям постарше. Тут вам и отрубленная голова Марии-Антуанетты, и хиппи-корабль (красочная альтернатива классическому хиппи-мобилю, надо признать!), и цитаты из антиутопий, и кризис среднего возраста. Здешний джазовый клуб — тёзка реально существовавшего знаменитого клуба, закрытого ещё в 1975 году. Даже «имя» второго центрального персонажа — души под номером 22 — может быть отсылкой не только к количеству пиксаровских полнометражек, снятых до «Души», но и к выражению «уловка-22». Тем более что душа 22 реально сталкивается с парадоксом.

А ведь казалось бы, трейлер особого оптимизма не внушал. К тому же первые полчаса — скорее разгоночные (разгон длится, пожалуй, вплоть до первого хоррор-элемента — есть здесь и такое! Редкое и лайтовое, но рабочее. После него и начинается отрыв). Но в результате «Душа» похожа не столько на «Моего маленького пони» с его искательницами кьютимарок (меток, отображающих судьбу), сколько на «Ла-Ла Ленд» и «Одержимость» с их джазом, мечтами и увлечённостью, которая требует жертв. «Душа» даже прямо говорит, что грань между вдохновением и одержимостью весьма тонка. Меж тем официально источниками вдохновения названы «Рождественская песнь», «Эта замечательная жизнь» и «Защищая твою жизнь».

А источником матчасти были консультации со взаправдашними джазовыми музыкантами и портными. Также большой вклад внёс Кемп Пауэрс — первый в истории Pixar чернокожий сорежиссёр. Он подарил протагонисту много своих черт и бдительно следил за тем, чтобы чернокожее сообщество Нью-Йорка было изображено не только интересно, но и реалистично.

Джо, в свою очередь, стал первым для Pixar чернокожим главным героем: авторы объяснили свой выбор тем, что он джазмен, а джаз прочно связан с афроамериканской культурой. До этого в черновиках Джо успел побыть и иного цвета кожи, и иных профессий: учёным и бродвейским актёром.

Другая ранняя задумка предполагала, что на первый план выйдет вообще не Джо, а душа 22. Основная часть сюжета тогда разворачивалась бы в Великом До, и мультфильм, возможно, получился бы более детским.

Вариантами пестрела не только завязка, но и финал — каких только черновиков для него не написали! В итоге Доктер выбрал вариант, оставляющий простор для воображения, и не прогадал: от «Души» нет того горчащего послевкусия, какое бывало от упомянутых выше фильмов Дэмьена Шазелла, при этом в приторность она тоже не скатывается. Важно не только придумать яркие идеи (до побольше, побольше!), но и, взвесив их все на точнейших весах, отобрать лучшее и отсечь лишнее. Доктер это умеет. Как умеет и слушать голос вдохновения. Весь мультфильм как бы говорит: «Поджазуем?»

Студия Pixar славится тем, что рассказывает просто о сложном. В «Душе» она показывает страх смерти — и страх жизни. Свободу на грани безумия — и потерянность на грани отчаяния. Социофобию, эгоцентризм, комплексы, разочарование… Но вместе с тем стакан здесь наполовину полон, а заурядная мелочь исполнена смысла. Мультфильм не совершает великих открытий, но помогает открыть глаза на незатейливые истины. Моральным «лекарством» здесь способен выступить кусок пиццы или ещё какой бублик — недаром же народная мудрость гласит: «Если вам кажется, что вы всех ненавидите, — поешьте. Если вам кажется, что вас все ненавидят, — поспите». Кого-то из зрителей напугали даже не местные «чудовища», а Великое До с его ковкой личностей — мол, леденцовая антиутопия какая-то; однако большинству после просмотра хочется не подискутировать о детерминизме о свободе воли, а взять пример с главного героя, выходящего из своего дома. «Душа» получилась не только хорошо нарисованной (чего стоит хотя бы проныра Терри!) и обаятельно озвученной, но и весьма душевной.