Лёд


После «Движения вверх» у зрителей того и гляди выработается условный рефлекс: при словах «спортивная драма» выпячивать грудь колесом и запевать гимн РФ. Нормальная реакция на настоящий знак качества: недаром создатели патриотического феномена до сих пор утирают пот банкнотами, рассовывая по чемоданам свалившийся на них заслуженный куш. Теперь в прокат скользит, высекая искры, фильм «Лёд» про фигурное катание. Как известно, соревнования в данной дисциплине традиционно приносят нашей стране многочисленные медали. Так, ну всё, держите нас семеро: «Росси-и-ия — свяще-е-енная на-а-аша держа-а-ава, Росс…» Стоп, то есть как это «Лёд» не спортивная драма?!. А что же тогда? Вас потрясут.

Недобрых сомнений должна была подкинуть сама дата выхода: аккурат за Днём святого Валентина и сразу после заключительных «50 оттенков», чья эпоха завершилась под дружный залп вылетающих пробок — правда, не из бутылок шампанского, а из совсем других мест. На радость девичьим сердцам, разогретым подобной романтикой, в лице «Льда» их ждёт ещё одна мелодрама — пусть и более традиционная, где счастье и любовь ищутся без помощи наручников и прочих садо-мазо-приспособлений. Крепитесь, мужчины, это будет длинная неделя принудительного дамского кино.

Катательных кренделей в фильме, конечно, хватает. Стараниями режиссёра-клипмейкера Олега Трофима они смотрятся подобающе эффектно — детальные планы, гусарский монтаж и рапид делают своё дело. Особенно на благородном фоне промёрзшего Байкала, куда персонажей периодически заносит, — лепота. Однако спортивный накал данного действа примерно нулевой. Соперников как таковых нет, героиня Надя преодолевает в первую очередь себя. Она хочет выиграть вымышленный суперпуперкубок Льда — но не то чтобы очень сильно (найти мужика родного всё ж таки предпочтительнее). В итоге фильм внушает гордость не за страну, а в лучшем случае за личную жизнь фигуристки. Вперёд, Надюха, верим!

Главный жанровый сюрприз тщательно скрывается маркетологами и продюсерами: они почему-то уверены, что для зрителей он будет приятным. Мы, увы, их оптимизма не разделяем, поэтому рассказываем как на духу: вас ждёт ещё и недотюканный мюзикл. Внезапно и без объявления войны актёры начинают исполнять хиты отечественной эстрады. Смелая идея, реализованная из рук вон в *цензура* В мучительные минуты музыкальных пауз отчаянно хочется провалиться сквозь землю — и ещё вопрос от чего больше: то ли от трагических вокальных данных, то ли от неловкого стыда за происходящее, настолько оно нелепо и неуместно. Когда героиня едва не становится инвалидкой, врачи жизнерадостно пляшут на заднем плане — мы бы похвалили хореографию, кабы она не убивала всю драму на корню. Самое удачное в песенных номерах то, что их не слишком много.

Тем не менее, замалчивать их существование странно. Как-никак, в России чрезвычайно популярно фигурное катание, а вместе с ним и всякие ледовые шоу с танцами звёзд — преимущественно в среде домохозяек. Их русскими шлягерами точно не напугаешь — наоборот, больше шансов, что мадамы повяжут на голове пояс от фартука на манер Джона Рэмбо и отправятся в дерзкий рейд в кинотеатры, прочь от уютных телевизоров.

Лучшее, что есть в картине, — несомненно, Александр Петров (это, если что, комплимент). Благодаря его пламенному перфомансу с ошалелыми глазами в сюжете появляются и драйв, и юмор. С шутками-прибаутками вместо соплей и жалости он ставит на ноги захворавшую Надежду (героиню, а заодно и чувство, что для фильма не всё потеряно). По большому счёту персонаж Петрова превращается в главного героя, чем и спасает довольно пресную любовную историю, попытавшуюся зачем-то встать на коньки.