Звёздные войны: Последние джедаи


Большая Сила есть большая Ответственность. В компании Disney это знают совершенно точно. Ребята умеют чтить традиции и располагают достаточными средствами для постройки настоящей «Звезды смерти» (на сей раз — с продуманной системой вентиляции). Зрителям бы радоваться, однако они частенько негодуют по банальным причинам: мол, бизнес сгубил массу талантливых художников, а «конвейер» — не самая пристойная характеристика для такой легенды, как «Звёздные войны».

Что ж, давайте будем честны сами с собой: самое «диснеевское» из того, что было снято в рамках кинематографической вселенной Star Wars, — последняя трилогия Джорджа Лукаса. «Мышинее» просто некуда. «В чём Сила, Джордж?» — вопрошали изнывавшие от любопытства фанаты. «В мидихлорианах», — был ответ. Помните, что тогда началось? И плевать, что Лукас придумал мидихлорианы ещё в 1977 году. Фанатам не угодишь, знаете ли. С тем же успехом можно попытаться подоить вуки: молока будет мало, а переломов — много.

Легенда, впоследствии ставшая внушительным пластом американской массовой культуры, была высечена из камня в те времена, когда люди ещё не умели добывать огонь. Поэтому так важно, что «Пробуждение Силы», вышедшее два года назад, оказалось геометрически правильным со всех сторон фильмом. Не идеальным, а именно правильным. Начищенным до зеркального блеска, как шлем капитана Фазмы. Масштабным, но выглядевшим несколько бедно на фоне старой гексалогии. Снятым людьми со вкусом, храни их господь. А теперь, когда «Последние джедаи» увидели свет, мы осознали ещё одну крайне важную вещь: фильм Джея Джея Абрамса был всего лишь прелюдией к настоящей шахматной партии. Прицельной сеткой, схематичным изображением чего-то куда более грандиозного. Затравкой, если хотите. Итак, все фигуры расставлены на доске. Курки бластеров взведены, световые мечи занесены над головами. Ой, что-то будет!

Ещё как будет. Фильм открывается размашистой батальной сценой, как бы намекающей, что дальше градус великолепия станет только расти. Так оно и получается. Будь «Последние джедаи» ужином, это был бы ужин в честь Дня благодарения — с десятком горячих блюд, пятью видами пирогов и гигантской, истекающей жиром золотистой индейкой, напоминающей молодого слонёнка на вертеле. Справедливости ради, переплюнуть минималистичное «Пробуждение Силы» в плане боевых секвенций несложно. Куда сложнее переплюнуть вообще всё, что было раньше, включая «Изгоя-один», «Месть ситхов» и любой другой фантастический экшен. Да-да, прямо сейчас где-то повесился один Майкл Бэй. А по лицу Джеймса Кэмерона пробежал нервный тик.

Восьмой эпизод возвращает старому космическому мифу забытое величие. Он доставляет восторг лопатами и культивирует всё то прекрасное, за что мы любим вселенную «Звёздных войн». Не кинематографическую, а именно космическую. Маниакально детализированную и продуманную вселенную, насчитывающую тысячи рас, форм жизни и просто безумных существ. Это не говоря уже о размахе и потрясающем разнообразии оружия, кораблей, боевой техники и прочих плюшек. И персонажах, само собой.

Обратите внимание, сколь почтительно отношение создателей к старой гвардии. Безусловно, Люк Скайуокер не идеален, а некоторые действия мастера-джедая заставляют усомниться в его профессиональной компетентности. А кто без греха? Недаром старый друг Люка произносит сакраментальную фразу: «Мы — те, кого должны превзойти». В любом случае божественная сущность героев Марка Хэмилла и Кэрри Фишер ощущается кожей. До спёртого дыхания, до слёз. Кто бы мог подумать, что боги существуют? Всегда существовали.

Что касается «не богов», то абсолютно все они претерпели самые приятные изменения. Рей ещё не расцвела в полной мере, однако максимально близка к этому. История девушки продвигается в единственно правильном направлении, что опять-таки может подорвать седалищные узлы фанатов, нафантазировавших себе целую «Санта-Барбару». Зрителям следует знать лишь одно: «Последние джедаи» настолько насыщены событиями, эмоциями и жирными точками, что третья часть рискует стать одним большим военным катаклизмом. Когда все слова сказаны, остаётся лишь биться насмерть, рвать и метать.

Финн, чья смуглая мордашка снова в строю, радует не меньше Рей. Изначально призванный на помощь Сопротивлению не столько из политкорректных, сколько из коммерческих соображений (видеть такого экзотического персонажа на передовой в блокбастере про белых людей — опыт необычный и огнеопасный), сей славный парнишка становится важным винтиком повествования. В этом ему помогает внезапно обретённая азиатская подружка Роуз. Доподлинно неизвестно, может ли кино быть ещё более расистским в своей нарочитой толерантности, но актёрам нужно отдать должное: тандем у них сложился очень убедительный и трогательный.

Помнится, после выхода «Пробуждения Силы» официальная пресса Ватикана его разгромила, называя главной проблемой фильма Адама Драйвера в роли диетического Дарта Вейдера. Уж кто-кто, а Ватикан разбирается в таких вещах. Говорили, мол, не тянет этот крысиный помёт на тёмного владыку. А он и не должен был! Кайло Рен — типичный ботан, отличник и омега. Что неудивительно, ибо с родителями парню не свезло: мать чересчур увлекалась политикой, а отец то и дело выходил за сигаретами. На протяжении седьмого эпизода Кайло лишь неудачно косплеил именитого злодея. Что характерно, создатели данный факт даже не скрывали. Подтверждением служил «намордник», который из предмета первой необходимости превратился в модный аксессуар. Иными словами, персонаж был жизненный. Обыкновенный фанат-подражатель, мечтавший почить на лаврах своего кумира. Нынче всё гораздо сложнее. Вообще, всё становится гораздо сложнее, когда убиваешь одного из своих родственников, одновременно разрываясь между желаниями выслужиться перед начальством и сделать что-то хорошее для симпатичной девушки. Такого человека ждёт либо просветление, либо необратимая мутация в бесформенную кучу наподобие Джаббы Хатта. Смекаете, чей драматический талант раскрылся подобно дивному цветку? Почти все самые сильные сцены фильма в немалой степени обязаны своей мощью Адаму Драйверу.

Лучший пилот Сопротивления По Дэмерон в исполнении Оскара Айзека исправно манипулирует сердцами нежных зрительниц, попутно расплачиваясь за образ эдакого рубахи-парня. О времена, о нравы! Отвлечься от социальной повестки дня помогают гэги, которых здесь гораздо больше, чем в «Пробуждении Силы». И забудьте о поргах — эти милахи последние, о ком стоило беспокоиться. Как бы то ни было, шутейки зачастую очень хороши и строго дозированы, а под конец и вовсе иссякают, дабы подчеркнуть эпический размах и трагизм истории.

Если в наших палестинах «Звёздные войны» искренне любят, то в США за них убивают. Таким образом, за скверно снятый фильм можно запросто схлопотать пулю от какого-нибудь истеричного задрота. Теперь вы понимаете, какая ноша лежит на плечах Disney? Не только Дмитрий Дюжев рискует жизнью ради нашего с вами удовольствия! Джей Джей Абрамс выжил благодаря собственному техническому гению. Настал черёд Райана Джонсона — намного более интересного чувака, снявшего фантастическую (в прямом и переносном смыслах) «Петлю времени» и несколько шедевральных эпизодов культового сериала «Во все тяжкие» (вроде Fly и Ozymandias).

Абрамс разбудил Силу. Джонсон разбудил франчайз, как принц Спящую красавицу — поцелуем. Соляная корка треснула, красные фонтаны взметнулись ввысь. Сильная история и драматизм — это всегда хорошо, но верхом стиля и утончённости в «Последних джедаях» являются экшен и боевая хореография. Любой кадр, любая поза, любой образ — всё это достойно отдельного места в музее современного искусства. На смену грубому напору и ревущему огню пришла… красота. А красота, как мы знаем, страшная Сила.