Отмель


К 2016 году осталось всего несколько актёров, которые своим телом привлекают людей в кинозалы. Старая гвардия из Слая и Шварца не собирает кассу даже вместе, так что годятся лишь Джейсон Стэйтем да Лиам Нисон. Режиссёр Хауме Кольет-Серра два года подряд снимал истории о том, как Нисон бьёт плохих парней, а теперь выбрал новое лицо эксплуатационного кино — Блейк Лайвли.

Завязка проста: девушка приезжает на почти безлюдное побережье, катается на сёрфе и радуется жизни; заодно в зрительский зал закидывается удочка пятикопеечной драмы про преодоление жизненных трудностей. На экране яркий и тупенький клип: солнышко, шумный клубняк, слоу-мо. Вдруг — бац! — всплывает труп кита, а за ним является акула. Лайвли почти сразу кусают, и ей остаётся ждать помощи на камне вместе с раненной чайкой.

Вообще, океанический хищник на протяжении фильма кажется лишним. Тут не какие-нибудь «Челюсти» или, простите, «Акулий торнадо», где действие вращается вокруг напасти из воды. В «Отмели» акула — это так, живой шлагбаум для героини на пути к спасению. Появляется в строго обозначенное и предсказуемое время, как по будильнику. «Сколько там прошло с моего последнего появления? Мамочки, на три минуты опаздываю, пора кого-нибудь съесть. Или опасно проплыть мимо, напомнить о своём существовании».

Больше акула не используется. «Да и хрен с ней», — как бы говорит режиссёр и отводит хронометраж на то, ради чего действительно снимали фильм. Блейк Лайвли надевает гидрокостюм. Блейк Лайвли катается на волнах. Блейк Лайвли лежит на камне и стонет. «Отмель» держится на выпуклостях актрисы так же крепко, как боевики 80-х — на накаченных мужиках с проблемным произношением. Только накачаны и округлены разные места.

Мужчина на главной роли в «Отмели» был бы бесполезен. Тот же муж Лайвли — Райан Рейнольдс — лишил бы трейлер фильма миллиона-другого просмотров на YouTube. Старое правило: на красивых женщин любят смотреть и мужчины, и женщины. Для «Отмели» данный факт имеет куда большее значение, чем развитие героини к финалу. Сравнивать со «127 часами» бесполезно: Дэнни Бойл ищет в реальной истории драму, а Кольет-Серра прислушивается к крикам и оханьям женщины на камне.

И пусть прислушивается дальше! Фильмы про Блейк Лайвли у режиссёра получаются всяко лучше, чем боевики с Лиамом Нисоном. Кольет-Серра снял ленивое эксплуатационное кино про красивую полуголую девушку, но оно добивается своих целей. Для сближения с аудиторией режиссёр ставит скриншот Инстаграма на пол-экрана и развивает единственную драматическую линию исключительно через видеочат. Чёрт знает, как смартфон Лайвли нашёл мобильный интернет на пустынном пляже, ну да ладно. Солнце светит, красивые южные виды радуют глаз; акула, правда, ни к селу ни к городу, но она сама это понимает, так что вылезает ради приличия и скрывается быстренько.

Инста, сиськи, акула — «Отмель» сама придумала себе формат и идеально в него вписалась. Критиковать фильм за поставленные развлекательные цели бессмысленно, точно так же можно пинать «Кобру» с Сильвестром Сталлоне за демонстрацию жестокого обращения полицейского с преступниками. Важно, что фильмы тянут свой формат и развлекают аудиторию как могут, а акула, кажется, обоим не нужна в равной степени.