Славные парни


Приставка «супер-» получила смачный пинок и улетела в кювет. Покончив с ней, режиссёр-сценарист Шейн Блэк повернулся к тому, что осталось, — слову «герой». Под оценивающим взглядом автора оно приняло боевую стойку и приготовилось защищаться до последней капли чернил. «Ну-ка дай мне свою правую букву», — попросил Блэк тоном миролюбивого костолома, вцепился в кратку и со звучным хряском оторвал её напрочь… А если обойтись без филологического мочилова, то после «Железного человека 3» Блэк переключился на куда менее героических героев. Один — невезучий частный детектив, отец-одиночка и алкоголик. Другой — наёмный мордоворот. С первой же встречи их отношения как-то не заладились. Эй, да им на роду написано стать отличными напарниками! Блэк («Смертельное оружие» «Последний бойскаут», «Долгий поцелуй на ночь», «Поцелуй навылет») верен себе, в его мире сломанная рука способна стать началом прекрасной дружбы. Ладно, может, не прекрасной. И не совсем дружбы. Но уж началом большого приключения — определённо.

Хотя точнее будет сказать, что расследование началось с порнозвезды Мисти Маунтинз. Да-да, натурально Misty Mountains — гномам такие возвышенности и пещеры даже не снились (на самом деле, персонажа назвали не в честь фэнтезийного рельефа, а в честь одной из компаний, работавших над фильмом). Итак, Мисти, соединившая в себе эрос, танатос и тайну. Как она связана с другой девушкой-загадкой по имени Амелия? И с кем/чем связана Амелия, если пересекающиеся с ней люди не задерживаются на этом свете?

Сюжет интригует — однако его детективный компонент сминается под натиском разнообразного юмора и сочного экшена с привкусом тарантиновщины. Чем ближе к финалу, тем больше натяжек: зацепки сами сваливаются на героев. Ну или герои сваливаются на зацепки. Главным становится не результат, а процесс расследования — что подчёркивается заключением.

Зато персонажи обаятельны без оговорок. На экране куролесят ищейка без нюха, русалки, этакий отличник Гильдии Убийц, одиозный экс-президент и ещё много колоритных личностей. Блэк не гнушается подпустить абсурда, довести образы до утрированности — ведь здесь не чёрно-белая тягучесть с хмарью, блюзом, безысходностью, а пёстрая круговерть, насыщенная шутками, побоищами и такой заводной музыкой, что некоторые зрители на финальных титрах покидают зал пританцовывая. Нуар, которому вкатили целую ампулу красок — прямо в сердце.

Кстати, о музыке. За саундтрек Блэк заслуживает полный бассейн прельстивых русалок (безо всяких президентов) и пару щелбанов. Композиции атмосферны, местами даже легендарны — но не все они успели выйти к заявленному по сюжету 1977 году. Впрочем, зачем занудствовать из-за анахронизмов, которые без подсказки и не заметишь? Как намекает сам фильм, чрезмерное стремление к порядку опасно — иногда из него получаются гитлеры. Принцип «Ordnung muss sein», а также прочие причинение пользы и нанесение добра хороши, если не доходить до фанатизма и не заниматься самообманом а-ля «Это всё ради Высшего Блага».

Фильм, вроде бы дурашливо-мордобойный на первый взгляд, побуждает задуматься о многих нешуточных вещах. Помимо очевидной экологии — о разнице между «разумнее» и «лучше», о счастье. «Как бы я хотел чего-то хотеть», — вздыхает персонаж. Он не одинок, живёт в отдельном доме, имеет заработок — но при этом носит на руке правдивую метку «Не быть тебе счастливым». Какое счастье может быть без целей, без мечтаний, без ощущения незряшности своей жизни?

«Славные парни» — богатое месторождение не только для искателей глубинных смыслов, но и для коллекционеров цитат. Примеры фраз: «План такой: мы блюём и прячем тело», «Мы не можем говорить — мы мёртвые», «Люди дураки — но не идиоты». Переводчики потрудились на славу; и пусть Мюнхен у них превратился в гастрит, локализованный фильм приятно как смотреть, так и слушать. Если только вы не склонны пламенеть щеками от крепких словечек — иначе рассеете тьму кинозала, словно круглый красный китайский фонарь. Соседи не будут вам благодарны. Возможно, даже обольют газировкой — противопожарной безопасности ради.

Проект, изначально задумывавшийся как сериал, оказался везучим в своём невезении: с телеформатом не сложилось, зато получился славный фильм. В котором всем обильно везёт — и протагонистам, и антагонистам. Но больше всех — зрителям.